Содержание:

1. Плюсы и минусы вагонки для отделки фасада

2. Вагонка для внешней отделки дома

3. Правила выбора вагонки для наружных работ

4. Особенности отделки фасадов деревянной вагонкой

5. Преимущества отделки фасадов пластиковой вагонкой

6. Монтаж пластиковой вагонки

Улучшение эстетических свойств фасада дома – желание каждого хозяина. Для этого применяются разные материалы. Хороший выбор – вагонка для отделки фасада. Она придает постройке необходимые эстетические свойства, увеличивает звуко- и теплоизоляционные характеристики. Расскажем, как выбрать вагонку, а также об особенностях монтажа этого стройматериала.

Плюсы и минусы вагонки для отделки фасада

Параметры пиломатериала зависят от сырья, которое применяется в производстве. Однако независимо от этого фактора, преимущества вагонки для отделки фасада неоспоримы:

  • Отличная звуко- и теплоизоляция.
  • Минимальный коэффициент расширения при нагреве. Вследствие этого, при монтаже не остаются температурные швы.
  • Небольшой вес. Это сказывается на простоте транспортировки, монтажных работ. Из-за небольшого веса, можно отказаться от работ по укреплению фундамента.
  • Простая сборка без швов за счет пазогребневой технологии.
Применение этого стройматериала способствует одновременному утеплению стен и перегородок, повышению их декоративных характеристик. Такая доска долговечна по сравнению с металлическими или керамическими материалами. Важное преимущество – экологичность пиломатериала. Она не выделяет вредные вещества.


Минусы вагонки для отделки фасада

Из недостатков отделочного материала – низкая огнестойкость. Впрочем, при соблюдении техники ПБ, этот недостаток является незначительным. При сравнении стоимости пиломатериалов и их аналогов из пластика, выгоднее будет приобрести пластик. При этом панели из дерева будут иметь большую прочность и долговечность.

Виды вагонки для отделки фасада

Этот пиломатериал известен давно. Он начал применяться в США при строительстве сооружений на каркасной основе. Тогда постройки обшивались досками, укладывающимися краями друг на друга. Название стройматериал получил из-за того, что в России он использовался для обшивки вагонов. На рынке есть два вида этого материала: дерево и пластик. Для начала рассмотрим особенности деревянной вагонки.  Многие относят этот материал к категории сайдингов за счет идентичной формы и технологии монтажа. При этом, отметим, что пиломатериал применяется в строительной сфере давно, а сайдинг используется недавно. Также изделия из дерева соответствуют отдельному ГОСТу.

Специалисты советуют применять панели из хвойных пород дерева. В таких стройматериалах содержится смола, дополнительно защищающая изделие. Поэтому, панели рекомендуется разделять по моделям. Они имеют отличия по форме и конструкционным особенностям.

Модели вагонки:

  • Стандартная. У них со стороны шипа имеется фаска, которая бывая угловая и скругленная. Благодаря фаске на стене создается видимость стыка.
  • Софтлайн. Изделия, которые отличаются скругленными фасками с одной и с другой стороны.
  • Штиль. У такой вагонки нет фаски возле шипа. Стены, отделанные таким материалом, выглядят как идеально ровная поверхность, на которой отсутствуют соединения и стыки.
  • Ландхаус. Тонкая пластина, у которой отсутствуют фаски. Она отличается идеально отшлифованной поверхностью. Материал отличается высокой стоимостью, поэтому на фасках не применяется.
  • Американка. У такого пиломатериала поверхность выполнена под конус.
  • Блок-хаус. С такой обшивкой даже постройка кирпича будет иметь вид сруба.

Существует и двухсторонняя вагонка. При ее укладке можно не обращать внимание на сторону. Однако ее не рекомендуется устанавливать в помещениях с высоким уровнем влажности, так как конструкция не предусматривает вентиляционных каналов.

Вагонка для внешней отделки дома

Поговорим о производстве пиломатериалов, которые предназначены для наружной облицовки. Строители рекомендуют присмотреться к изделиям из хвойных пород. Доступное решение – сосновая вагонка. Отличается невысокой стоимостью, но при этом, такой пиломатериал уступает аналогам по характеристикам. В особенности по фактуре. Сосна отличается оригинальными рисунком. Ее практически невозможно спутать с другой древесиной. Среди минусов – длительное выделение смолы, что сказывается на внешнем виде, а также низкая плотность, из-за чего повредить материал можно даже при минимальных нагрузках.


Еловая вагонка является второй по значимости. Пиломатериал имеет высокую прочность в сравнении с сосной. Благодаря качественной обработке достигается идеально гладкая поверхность. Зачастую этот материал применяется для производства блок-хауса. Лиственничные изделия отличаются высокой прочностью. Причем материал набирает эксплуатационные характеристики по ходу использования. Такой пиломатериал является непривлекательным для вредных микроорганизмов. Единственным минусом является высокая стоимость. Кедровая вагонка – это высокопрочный материал, который отличается своеобразным запахом. Эта особенность достигается за счет выделения смол и является преимуществом, так как такого запаха боятся комары. Лиственничные изделия производятся из липы, ольхи, дуба, бука. Они имеют меньший срок службы, но при этом – более высокую теплопроводность.

Правила выбора вагонки для наружных работ

Лучший вариант бюджетного решения – вагонка из сосны, ели, пихты. Этот пиломатериал отличается легкостью, долговечностью при высоком качестве.

При выборе важны несколько параметров:

  • На поверхности должны отсутствовать гнилостные области.
  • Цвет пиломатериала должен быть светлым.
  • На поверхности должны отсутствовать следы жизнедеятельности насекомых.
  • Пиломатериал высшего сорта отличается полным отсутствием дефектов.

Выявлять любые дефекты нужно на месте. По наличию дефектов определяется сорт изделий. От их количества зависит стоимость пиломатериала. Стройматериалы без дефектов относятся к классу экстра.

Перед покупкой пиломатериалов проводятся предварительные расчеты. Деревянные изделия, на поверхности которых присутствуют небольшие разводы черного цвета, вероятнее всего долго находились в помещениях с высокой влажностью или были подвержены термическому воздействию.

Особенности отделки фасадов деревянной вагонкой

Технология облицовки проста при условии точного соблюдения технологии. Основные этапы:

  • Сооружение обрешетки, которая является основой для монтажа планок. Для этого на углах стен создаются рейки из дерева. При сооружении реек важна проверка каждого элемента, чтобы он располагался строго вертикально.
  • Между двумя рейками натягивается веревка. Это нужно чтобы определить отступы, с учетом которых будут монтироваться бруски.
  • Рейки закрепляются между угловыми. Нужно положить бруски в горизонтальном положении, далее зафиксировать к ним стартовые профили.
  • Каждый деревянный элемент смазывается при помощи олифы.
  • Если есть необходимость – фасад утепляется.
  • Монтаж планок начинается снизу стены. Следующая планка тщательно стыкуется, фиксируется в рейках при помощи шурупов.
  • Профильный внешний угол надевается на открытую внешнюю часть обшивки. Для оформления оконных и дверных откосов, применяется профильный угол с учетом конца откоса.

Преимущества отделки фасадов пластиковой вагонкой

Современный материал, который набирает большую популярность. В производстве применяется твердый ПВХ (поливинилхлорид). Зачастую, пластиковая вагонка применяется для облицовки фасадов снаружи.

Преимущества:

  • Стойкость к воздействию влаги.
  • Долговечность.
  • Стойкость к воздействию прямых солнечных лучей (поверхность не выгорает на солнце).
  • Податливость к обработке.
  • Морозостойкость.
  • Огнестойкость.
  • Отличная тепло- и звукоизоляция.
  • Простой монтаж.
  • Большой выбор цветов.

Монтаж пластиковой вагонки

Монтажные работы практически не имеют отличий от установки пиломатериалов. В работе понадобится тот же набор инструментов.

Этапы монтажа:

  • Создается обрешетка. При утеплении фасада, нужно подбирать брус с толщиной теплоизоляционного материала.
  • Между брусками обрешетки выдерживаем расстояние в 50 см.
  • Вагонка монтируется с нижней полосы (паз должен смотреть вниз). Это предотвращает скопление влаги и грязи. Для горизонтального размещения используется уровень.
  • Следующая полоса одевается на шип предыдущей полосы. Для закрепления верхнего края используются кляймеры.
  • По этой технологии осуществляется монтаж всех элементов.
  • Подгонка верхней полосы осуществляется по ширине. Для закрепления применяются саморезы.
  • Углы закрываются уголками (применяется специальный клей).
  • Чтобы закрыть щели внизу и вверху применяются планки, которые также фиксируются на клей.

Среди недостатков – выделение фенолов. Материал имеет низкую прочность, деформируется под воздействием нагрузки более 1.5 кг. Пластиковую вагонку легко повредить даже несильным ударом. По цене такая облицовка обойдется ниже, так как она не нуждается в шлифовке, тонировке и лакировке.

В статье использованы фотографии с сайта http://s-stroit.ru.